УДК 373.24
Развитие коммуникативных умений в младшем
дошкольном возрасте
Соколова Юлия Эркиновна
студент, «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ДЕТСТВА, РФ, г. Новосибирск
juliana1943sokolova@yandex.ru
Development of communication skills in the younger age preschool age
Sokolova Yulia Erkinovna
Student, «NOVOSIBIRSK STATE UNIVERSITY» INSTITUTE OF CHILDHOOD, Russian Federation, Novosibirsk
Аннотация. В статье раскрываются особенности развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Рассмотрена проблема развития коммуникативных навыков, условия и средства общения младших дошкольников. Автором статьи определены базовые достижения коммуникативно-речевого развития, описаны группы коммуникативных умений. Особое внимание уделено характеристике речевых умений, которые являются главным компонентом для развития коммуникативных способностей. Для младших школьников это сложный процесс, поскольку им легче совершить действия или использовать невербальные средства языка, чем дать словесное описание ситуации.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, процесс общения, младший дошкольный возраст.
Abstract. The article reveals the features of the development of communication skills of children of younger preschool age in the conditions of a preschool educational organization. The problem of development of communication skills, conditions and means of communication of younger preschoolers is considered. The author of the article defines the basic achievements of communicative and speech development, a group of communicative skills. Special attention is paid to the characteristics of speech skills, which are the main component for the development of communication abilities. For younger students, this is a complex process, because it is easier for them to perform actions or use non-verbal means of language than to give a verbal description of the situation.
Keywords: communication skills, communication process, younger preschool age.
Интерес к проблеме формирования коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста востребован временем, поскольку многие дети в дошкольной образовательной организации испытывают трудности в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками. Это проявляется в неумении вежливо обратиться с просьбой, точно дать ответ на обращение к ним, в неспособности сопереживать или дружелюбно относиться к окружающим людям. «Низкий уровень сформированности коммуникативных умений в детском возрасте нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций, что негативно отражается на адаптации дошкольников к условиям социума» [1, с. 7].
Процесс общения детей младшего дошкольного возраста имеет два этапа: а) эмоционально-практическое общение, отражающее предметную и игровую деятельностью; б) ситуативное-деловое общение, направленное на включение детей в сюжетно-ролевые игры коллективного характера.
В процессе межличностного взаимодействия в различных видах деятельности у детей формируются коммуникативные умения – «осознанные действия (навыки) субъекта общения на основе знаний структурных компонентов, и способности правильно строить свое общение. Ведущими компонентами в процессе общения выступают вербальные и невербальные средства общения; внутренний мотив каждого ребенка на общение с другими людьми, возможность и способность выразить личные чувства, эмоции, мнение» [2, с. 247].
«Базовые достижения в коммуникативно-речевом развитии дошкольников характеризуют как возрастную норму, направленную на дальнейшее развитие способностей ребенка к речевому взаимодействию, сотрудничеству и координации действий в различных жизненных ситуациях» [3, с.12].
Дефицит общения на этом возрастном этапе часто приводит к необратимым изменениям в структуре личности: формируется агрессивность, низкий эмоциональный контроль, завышенная или заниженная самооценка, неумение устанавливать социальный контакт. Поэтому педагогу так важно создать необходимые условия для правильного формирования коммуникативных умений [4, с. 136].
Процесс создания условий для развития коммуникативной сферы требуется понимания особенностей общения детей младшего дошкольного возраста со сверстниками. Одной из них является нестандартность поведения. Бывает, что дети этого возраста привлекают к себе внимание, используя крики, дразнилки и другое. Ведь их культурно-этические навыки ещё ограничены, они только начинают формироваться. Другая особенность – яркая эмоциональная окрашенность общения. Все эмоции в процессе общения младших дошкольников ситуативны по содержанию и по средствам их выражения: они зависят от конкретной обстановки, от действий партнера. Нередко ведущими средствами общения служат экспрессивно-выразительные движения, реже – слово.
Развитие общения у детей младшего дошкольного возраста предусматривает формирование ведущих групп коммуникативных умений и навыков:
1) речевые умения: умение вступать в общение, поддерживать и завершать общение, умение говорить выразительно, пользоваться интонацией диалога, умение быстро входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и точно выражать свои мысли. [5, с. 21];
2) способность использовать основы речевого этикета в процессе знакомства и обращения с окружающими, при приветствии и прощании, при приглашении в гости, при выражении просьбы или благодарности, поздравлений;
3) навыки дружелюбного сотрудничества в различных видах игр: умение договариваться, распределять роли, совместно действовать и оценивать свои результаты;
4) невербальные умения и навыки: способность использовать жесты, мимику (жестовые эталоны) в единстве со словом;
5) умение эмоционально и доброжелательно выражать свое отношение к детям и взрослым [6, с.47].
Ведущим показателем в процессе формирования и развития коммуникативных умений служит рефлексия: она проявляется в способности дошкольника адекватно дать оценку своих действий или взглядов с учетом интересов партнёра. Это наиболее ярко проявляется в игровом общении: дети предпочитают игры со сверстниками, поскольку совместные игры для них становятся наиболее интересными, чем игры в одиночестве. Однако у младших дошкольников ещё слабо сформированы такие коммуникативные умения, как: позитивное взаимодействие в игре, восприятие и анализ сообщение сверстника, способность адекватно реагировать на замечание. У них значительное место занимают собственные действия, высказывания, поэтому довольно часто дети не поддерживают инициативу других [7, с. 103].
Таким образом, общение в младшем дошкольном возрасте становится определяющим условием развития личности, основой эмоционального комфорта. Благодаря общению у детей появляется возможность усваивать опыт, развивать и реализовать свою индивидуальность в различных видах деятельности.
Библиографический список
1. Семенова К.С., Просументик О.В. Использование игровых правил в процессе формирования коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста. Пермь: Пермский ГГПУ, 2016. 107с.
2. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: учебник для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2016. 544 с.
3. Руденок В.В., Шрамко Н.В. Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Екатеринбург: ФГБОУ ВО Уральский ГПУ, 2017. 89С.
4. Венгер А.Л. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. Москва: Дрофа, 2010. 224 с.
5. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2015. 160 с.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Москва: АСТ, 2016. 304с.
7. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. М.: Издательский центр «Академия», 2017. 416 с.