Публикация статьи о победе в ГРАНД проекте "Со мной регион успешнее" (сетевое педагогическое сообщество)
Автор проекта на ГРАНД.
7.9 Мб, 27 апреля в 16:58
1.9 Мб, 27 апреля в 16:58
11.4 Мб, 27 апреля в 16:57
12.9 Мб, 17 апреля в 18:06
1.4 Мб, 17 апреля в 18:05
701.6 кб, 17 апреля в 18:04
393.5 кб, 17 апреля в 18:02
4.8 Мб, 17 апреля в 18:01
49.2 Мб, 17 апреля в 18:00
2.5 Мб, 17 апреля в 17:58
1.5 Мб, 17 апреля в 17:57
18.4 Мб, 17 апреля в 17:55
724.3 кб, 17 апреля в 17:55
11 Мб, 17 апреля в 17:54
1.6 Мб, 17 апреля в 17:52
4.7 Мб, 17 апреля в 17:51
24.1 Мб, 17 апреля в 17:50
14.8 Мб, 17 апреля в 17:48
6.1 Мб, 17 апреля в 17:47
816 кб, 17 апреля в 17:46
2.5 Мб, 17 апреля в 17:45
75.3 кб, 05 апреля в 10:16
3.1 Мб, 05 апреля в 10:15
1.7 Мб, 05 апреля в 10:14
1.2 Мб, 05 апреля в 10:13
25.6 кб, 05 апреля в 06:15
916.5 кб, 05 апреля в 06:14
4.3 Мб, 05 апреля в 06:13
71.9 кб, 05 апреля в 06:13
23 Мб, 05 апреля в 06:12
11 Мб, 05 апреля в 06:12
2.9 Мб, 05 апреля в 06:11
5.9 Мб, 05 апреля в 06:04
4.8 Мб, 05 апреля в 06:03
15.6 Мб, 05 апреля в 06:02
707.2 кб, 04 апреля в 22:34
802.3 кб, 04 апреля в 22:34
983.7 кб, 04 апреля в 22:33
9.3 Мб, 04 апреля в 22:33
60.9 кб, 04 апреля в 22:32
112.7 кб, 04 апреля в 22:31
27.1 кб, 04 апреля в 19:58
25.6 кб, 04 апреля в 19:56
22 кб, 04 апреля в 19:55
50 кб, 04 апреля в 19:52
Добро пожаловать на сайт
Соколовой Юлии Эркиновны
Учителя МБОУ "Соколовская СОШ"
Публикация статьи о победе в ГРАНД проекте "Со мной регион успешнее" (сетевое педагогическое сообщество)
Автор проекта на ГРАНД.
http://www.maam.ru/users/jnslad78 - ссылка на страницу с публикацией.
Юлия Соколова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 5–7 лет «Удивительное рядом. Явления природы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Колыванский детский сад «Радуга»
Конспект
Непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром
на тему:
«Удивительное рядом. Явления природы»
для детей разновозрастной группы (5-7 лет)
Соколова Юлия Эркиновна
воспитатель I категории
стаж работы – 4 года
разновозрастная группа «Веснушки»
от 5-7 лет
Новосибирская область р. п. Колывань
2018
Пояснительная записка
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Удивительное рядом. Явления природы» для детей разновозрастной (5-7 лет) группы.
Автор: Соколова Юлия Эркиновна воспитатель I категории МБДОУ «Колыванский детский сад «Радуга», стаж работы 4 года.
Образовательная область: познавательное развитие.
Форма : интегрированная непрерывная образовательная деятельность.
Включает в себя:темы: «Явления природы», «Объекты неживой природы», «Погода».
Экспериментирование.
Проектная деятельность (презентация проектов детей и их родителей). Художественное слово, развитие речи.
Тип НОД: комбинированное (закрепление ранее приобретённых знаний, усвоение нового материала).
Цель: Закрепление и углубление знаний детей об основных природных явлениях.
Задачи:
Образовательные – углублять и закреплять знания детей об основных явлениях неживой природы: ветер, солнце, вода, облака, туман, дождь, роса. Познакомить детей с атмосферным явлением – радуга.
Закреплять знания детей о солнечном спектре, о людях, приборах, предсказывающих погоду.
Формировать умения оценивать природные явления, их влияние на погоду. Развивать интерес к познанию природы.
Активизировать словарь детей по теме занятия: синоптик (метеоролог, флюгер, солнечный спектр.
Развивающие – развивать образное и ассоциативное мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, любознательность, способность анализировать.
Воспитательные – воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться и понимать явления природы.
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о природных явлениях,рассматривание иллюстраций по теме: «природные явления», чтение детской энциклопедии «Чудеса природы в сказках, стихах и загадках». Просмотр мультимедийной презентации «Чудеса природы». Просмотр видеофильма «Учим явления природы» студия «Рассвет». Занятия по экспериментированию «свойства воздуха», «свойства воды» по книге Л. В. Рыжовой «Методика детского экспериментирования» Детство – Пресс, 2015.Работа с родителями: консультация «Рассказываем детям о явлениях природы». Объёмная аппликация «Радуга – дуга» (запоминание последовательности цветов радуги).
Методы и приёмы:
Использование ТСО,ИКТ: мультимедийная презентация, видео презентации детей и их родителей (проектная деятельность, прослушивание музыкальных композиций.
Использование дидактических и наглядных материалов.
Игровой, наглядный, рассказ воспитателя, проблемные вопросы, использование художественной литературы.
Проектная деятельность: работа с родителями.
Экспериментирование.
Способ мотивации: исследовательская деятельность.
Используемая литература:
Л. В. Рыжова «Методика детского экспериментирования» Детство – Пресс, 2015.
Н. С. Голицына «Конспекты-комплексно-тематических занятий. Подготовительная к школе группа. Интегрированный подход» Москва, «издательство Скрипторий», 2015.
Интернет ресурсы.
Д. В. Кошевар Детская научно – популярная библиотека «Планета Земля» «Издательство АСТ», Москва, 2018.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации природных явлений : ветер, солнце, вода, облака, дождь, град, роса, туман. Иллюстрации к стихотворению В. Степанова «Радуга».Маски с изображениями: дождя, солнца, ветра. Мультимедийный проектор и презентация «Угадай время года по явлениям природы», домашнее видео детей и их родителей. Ёмкость с водой, зеркало, ватман, настольная лампа.
Раздаточный материал: лазерный диск на каждого ребёнка, карточки с изображениями воды, ветра, солнца.
Сюрпризный момент: Солнечные спектры, шары цветов радуги на каждого ребёнка, фломастеры 1 упаковка.
Структура занятия:
I Вводная часть – 2 мин.
1 Вступительное слово воспитателя
2 Чтение стихотворения «Солнце, солнце…»автор: О. Высоцкая
II Основная часть – 25 мин.
1 Беседа о людях и приборах, предсказывающих погоду, о профессиях, которым важен прогноз погоды.
2 Дидактическая игра «Угадай время года по явлениям природы»
3 Дидактическая игра «Три богатыря»
4 Физминутка «Здравствуй радуга – дуга»
5 «Путешествие по радуге чудес»
6 Эксперимент с лазерным диском.
7 Экспериментирование «Радуга»
III Заключительная часть – 3 мин.
1 обобщение воспитателя
2 Анализ НОД детьми и воспитателем
3 Стихотворение «Радуга в небе весеннем повисла»автор: В. Степанов
4 Сюрпризный момент
Ход НОД:
I часть. Вводная
Дети встают в полукруг, здороваются с гостями, садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами превратимся в учёных – исследователей. И я вас приглашаю в удивительное путешествие в мир погоды и природных явлений.
Каждое утро мы узнаём прогноз погоды, будет сегодня солнечно или дождливо, тепло или холодно, ветрено или тихо. В старину русские люди словом «погода» называли только солнечную, тихую погоду. А дождливую, ветреную погоду называли» непогодой». Как вы думаете, что такое погода?
Ответы детей (температура воздуха, осадки, ветер, облачность)
Воспитатель: Ребята, какая бывает погода?
Ответы детей: (ясная, дождливая, солнечная, снежная, морозная, холодная, жаркая)
Воспитатель:Наше занятие называется: «Удивительное рядом. Явления природы». Мы с вами сегодня поговорим об удивительных явлениях природы.
За погоду отвечают три богатыря. Дети, подскажите мне их имена.
Ответы детей (солнце, ветер и вода)
Воспитатель: «Солнце, солнце, ты откуда?»
Арсений: «Я из зорьки золотой!»
Воспитатель: «Дождик, дождик, ты откуда?»
Тимур: «Я из тучки грозовой!»
Воспитатель: «Ветер, ветер, ты откуда?»
Гриша: «Я из дальней стороны!»
Вместе: «Мы - три брата и повсюду добрым людям мы нужны!» (О. Высоцкая)
II часть. Основная
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто предсказывает погоду? Вы знаете, как называются эти люди?
Ответы детей (синоптики, метеорологи)
Воспитатель: Молодцы, правильно ребята. А как синоптики предсказывают погоду? Что им в этом помогает?
Ответы детей: (они определяют её по приборам).
Воспитатель: Ребята, какие приборы для определения погоды вы знаете?
(воспитатель обращает внимание детей на доску, где помещены изображения термометра, флюгера)
Ответы детей: (термометр, флюгер)
Воспитатель: Ребята, для чего нужен термометр?
Ответы детей: (для измерения температуры воздуха)
Воспитатель: Для чего нужен флюгер?
Ответы детей: (для определения направления ветра)
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, людям каких профессий важно и необходимо знать прогноз погоды каждый день?
Ответы детей: (Водителям, пилотам, морякам)
Воспитатель: Многие явления природы связаны со сменой времён года, ребята, давайте поиграем в игру «Угадай время года по явлениям природы»
(Воспитатель показывает слайды презентации. Первые два сезона дети называют по предложенным явлениям, к следующим двум сезонам дети самостоятельно называют явления природы (Коллективная работа)
Как вы думаете, что же такое явления природы?
Ответы детей: (изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека).
Воспитатель: А сейчас, мои дорогие учёные, давайте проведём исследование, которое называется «Три богатыря». Я раздаю вам на каждый стол природное явление (используются сюжетные картинки, а вы поднимаете карточки тех богатырей, при помощи которых появилось это явление. Приготовились…исследуем! (Проводится дидактическая игра, которая рассчитана на работу малыми подгруппами.)
Молодцы! Вы отлично знаете, какие богатыри управляют природными явлениями. А как можно одним словом назвать снег, дождь, град?
Ответы детей: (Осадки)
Давайте отдохнём, встанем со стульчиков и прогуляемся по радуге.
Физминутка
Здравствуй, радуга-дуга,
Разноцветный мостик!
Здравствуй, радуга-дуга!
Принимай нас в гости.
Мы по радуге бегом
Пробежимся босиком.
Через радугу-дугу
Перепрыгнем на бегу.
И опять бегом, бегом
Пробежимся босиком. Дети выполняют поклон.
Рисуют в воздухе дугу, разводят руки в стороны.
Вновь выполняют поклон.
Идут на месте, подняв руки.
Бегут на месте,
высоко поднимая колени.
Останавливаются, делают четыре прыжка на носках.
Делают еще четыре прыжка на носках.
Бегут на месте,
высоко поднимая колени.
Воспитатель: А теперь, ребята, приглашаю вас прогуляться по «радуге чудес» (проектная деятельность, индивидуальная работа). На каждой дорожке расположено природное явление. Ваша задача назвать его, а где то и объяснить, как оно происходит. А помогут нам в этом ваши старания и ваши мамы. (Град, туман, роса)
(сосульки и лёд (Тимур), дождь – видео (Кирилл, испарение (Аня и Гриша). По каждому явлению краткий рассказ ребёнка – название явления и как оно происходит)Используется видео презентация домашних видео детей и их родителей.
Воспитатель: Последняя ступень – радуга. А знаете ли вы, какого цвета луч солнца? Каким мы видим его?
Ответы детей: (мы видим его белым)
Воспитатель: Но белый ли он на самом деле?
Ответы детей: (нет, солнечный луч – это спектр из семи цветов)
(Видео Софии о солнечном спектре) с рассказом ребёнка.
Давайте проверим, так ли это.
(Воспитатель показывает спектр, раскручивает его, показывая детям, как цвета, сливаясь образуют белый цвет)
Ребята, а теперь возьмите лазерные диски, наклоните из стороны всторону и вы увидите маленькое чудо. Что вы видите? (радугу)
Воспитатель: Как мы ещё можем увидеть солнечный спектр?
Ответы детей: (Пуская мыльные пузыри, поливая из шланга на солнце)
Воспитатель: правильно дети, это и есть радужный солнечный спектр. А знает ли вы, как именно мы должны стоять, чтобы увидеть радугу?
Ответы детей: (Мы должны стоять спиной к солнышку и лицом к дождю)
Давайте вспомним, из каких цветов состоит солнечный спектр? Или радуга.
Вспомним чистоговорку, которая помогает нам запоминать цвета радуги.
Дети: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).
Воспитатель: дети, как называется наш детский сад? (Радуга)
Давайте проверим, живёт ли в нашем саду настоящая радуга?
Экспериментирование – «Радуга»
Воспитатель, при помощи ребёнка делает эксперимент, используя ёмкость для воды, настольную лампу, зеркало и ватман.
Наполните нашу ванночку водой, поставьте ее на самое солнечное место и опустите в неё зеркало, прислонив его к краю, чтобы оно не сползло. Поворачивайте зеркало так, чтобы на него падал солнечный свет и свет лампы, пока на листе не появится отражение, настоящая радуга.
III часть. Итоговая
Воспитатель:
Радуга в небе недолго висела,
С неба на землю недолго смотрела:
Растаяла…
Что же на память она всем
Оставила?
Красные маки, (1 реб.) (Дети демонстрируют иллюстрации к своим строкам)
Жёлтые песок, (2 реб.)
Зелёные зажёгся (3 реб.)
На ветке листок.
Жук фиолетовый (4 реб.)
Греет бока.
Синяя плещет (5 реб.)
Река в берега.
Оранжевым солнцем (6 реб.)
Согреты леса.
А у скворца (7 реб.)
Голубые …глаза.
Автор: В. Степанов
Ребята,мы сегодня с вами говорили: о людях и приборах, предсказывающих погоду, о явлениях природы, о солнечном спектре, узнали, что в нашем детском саду живёт настоящая радуга!
А что вам понравилось больше всего на нашем занятии?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, куда же делась наша радуга? Она рассыпалась подарками для самых умных исследователей! Вот вам собственные солнечные спектры, чтобы вы могли показать маленькое чудо своим друзьям и родителям, воздушные шары цветов радуги, а еще фломастеры всех цветов! Творите и исследуйте!
Наше занятие окончено. Попрощайтесь с нашими гостями.
Спасибо за внимание!
УДК 372.016: 514
Ю. Э. Соколова
(студентка 5 курса, направление «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика дошкольного образования», Институт детства, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск)
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ВОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Данная работа посвящена характеристике факторов, влияющих на развитие волевых качеств у старших дошкольников. Автором выделены основные волевые качества личности: настойчивость, дисциплинированность, инициативность, целеустремленность, способность любое дело довести до конца. Рассмотрены проблемы формирования волевой регуляции детей в разных видах деятельности.
Ключевые слова: старший дошкольник, воля, личность, волевое действие, поведение, импульсивность, мотив, побуждение, разумный выбор.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из главных компонентов готовности к обучению в школе является волевая готовность, которая характеризуется уровнем сформированности таких волевых качеств: самостоятельность, решительность, упорство, инициативность, целеустремленность. Эти качества позволят детям успешно адаптироваться к новым условиям, освоить новый социальный статус.
Воля - психический процесс, направленный на преодоление препятствий к поставленной цели, на сознательное регулирование дошкольником своего поведения в процессе разнообразной деятельности и в общении. Данный процесс требует от каждого ребенка волевого действия, в основе которого находится определенный мотив, цель, ожидаемый результат и усилие воли.
Главным фактором, влияющим на формирование волевого поведения, является осознанное восприятие происходящих событий, умение поставить цель и достичь её, способность сдержать эмоциональный импульсивный порыв, неадекватную реакцию. Эти действия требуют от старших дошкольников способности владеть и управлять собой. В процесс занятий и в игровой деятельности воспитанники под влиянием педагога постепенно формируют умение подчинить свои волевые действия мотивам, которые имеют удаленность от цели действий.
На развитие волевого поведения детей влияют детские игры, чтение и обсуждение сказок, рассказов, доступных возрасту, просмотр мультипликационных фильмов, в которых герои преодолевают препятствия, испытывая трудности, но не отказываются от своего решения. Игры, которые имеют увлекательное содержание, отражают реальные общественные отношения или явления жизни, затрагивают нравственные чувства детей и развивают умения контролировать свои действия и оценивать их результат, способствуют развитию волевого поведения.
В игре они способны отказаться от игрушки или согласиться на ту роль, которая им не особенно нравится. Ролевое взаимодействие в процессе игровой деятельности формирует у детей как положительные волевые качества – настойчивость, решительность, так и отрицательные – малодушие, трусость.
Значительным фактором в развитии волевого поведения детей является личный пример родителей, педагогов и других людей, имеющих влияние на них. Проблемы развития волевых качеств у детей чаще всего проявляются в капризах, упрямстве, эгоизме, негативном отношении к сверстникам или к родителям.
Режимные моменты приводят к формированию таких личностных качеств, как: ответственность, организованность и дисциплинированность. Осознание необходимости придерживаться установленного режима дня, выполнение нравственно-этических норм и правил приводит к умению сдерживать себя, адекватно оценивать свое поведение в разных ситуациях.
Ещё одним фактором в развитии волевого поведения является физическое воспитание. Если у детей дошкольного возраста хорошо развиты физические качества, то у них всегда будет достаточно сил, выносливости для преодоления препятствий.
Таким образом, развитие волевого поведения старших дошкольников зависит от: особенностей психического развития, четкости осознания необходимости подчинения конкретному правилу у детей, от речевого планирования и регуляции. Речевые умения и навыки не всегда проявляются в волевом поведении в качестве регулирующего значения. Это возможно только тогда, когда ребенок научится регулировать собственные действия с учетом своего социального опыта и примера взрослых.
Научный руководитель – ст. преп. кафедры теории и методики дошкольного образования
А. А. Ильясова, ФГБОУ ВО «НГПУ»
УДК 373.24
Развитие коммуникативных умений в младшем
дошкольном возрасте
Соколова Юлия Эркиновна
студент, «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ДЕТСТВА, РФ, г. Новосибирск
juliana1943sokolova@yandex.ru
Development of communication skills in the younger age preschool age
Sokolova Yulia Erkinovna
Student, «NOVOSIBIRSK STATE UNIVERSITY» INSTITUTE OF CHILDHOOD, Russian Federation, Novosibirsk
Аннотация. В статье раскрываются особенности развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Рассмотрена проблема развития коммуникативных навыков, условия и средства общения младших дошкольников. Автором статьи определены базовые достижения коммуникативно-речевого развития, описаны группы коммуникативных умений. Особое внимание уделено характеристике речевых умений, которые являются главным компонентом для развития коммуникативных способностей. Для младших школьников это сложный процесс, поскольку им легче совершить действия или использовать невербальные средства языка, чем дать словесное описание ситуации.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, процесс общения, младший дошкольный возраст.
Abstract. The article reveals the features of the development of communication skills of children of younger preschool age in the conditions of a preschool educational organization. The problem of development of communication skills, conditions and means of communication of younger preschoolers is considered. The author of the article defines the basic achievements of communicative and speech development, a group of communicative skills. Special attention is paid to the characteristics of speech skills, which are the main component for the development of communication abilities. For younger students, this is a complex process, because it is easier for them to perform actions or use non-verbal means of language than to give a verbal description of the situation.
Keywords: communication skills, communication process, younger preschool age.
Интерес к проблеме формирования коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста востребован временем, поскольку многие дети в дошкольной образовательной организации испытывают трудности в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками. Это проявляется в неумении вежливо обратиться с просьбой, точно дать ответ на обращение к ним, в неспособности сопереживать или дружелюбно относиться к окружающим людям. «Низкий уровень сформированности коммуникативных умений в детском возрасте нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций, что негативно отражается на адаптации дошкольников к условиям социума» [1, с. 7].
Процесс общения детей младшего дошкольного возраста имеет два этапа: а) эмоционально-практическое общение, отражающее предметную и игровую деятельностью; б) ситуативное-деловое общение, направленное на включение детей в сюжетно-ролевые игры коллективного характера.
В процессе межличностного взаимодействия в различных видах деятельности у детей формируются коммуникативные умения – «осознанные действия (навыки) субъекта общения на основе знаний структурных компонентов, и способности правильно строить свое общение. Ведущими компонентами в процессе общения выступают вербальные и невербальные средства общения; внутренний мотив каждого ребенка на общение с другими людьми, возможность и способность выразить личные чувства, эмоции, мнение» [2, с. 247].
«Базовые достижения в коммуникативно-речевом развитии дошкольников характеризуют как возрастную норму, направленную на дальнейшее развитие способностей ребенка к речевому взаимодействию, сотрудничеству и координации действий в различных жизненных ситуациях» [3, с.12].
Дефицит общения на этом возрастном этапе часто приводит к необратимым изменениям в структуре личности: формируется агрессивность, низкий эмоциональный контроль, завышенная или заниженная самооценка, неумение устанавливать социальный контакт. Поэтому педагогу так важно создать необходимые условия для правильного формирования коммуникативных умений [4, с. 136].
Процесс создания условий для развития коммуникативной сферы требуется понимания особенностей общения детей младшего дошкольного возраста со сверстниками. Одной из них является нестандартность поведения. Бывает, что дети этого возраста привлекают к себе внимание, используя крики, дразнилки и другое. Ведь их культурно-этические навыки ещё ограничены, они только начинают формироваться. Другая особенность – яркая эмоциональная окрашенность общения. Все эмоции в процессе общения младших дошкольников ситуативны по содержанию и по средствам их выражения: они зависят от конкретной обстановки, от действий партнера. Нередко ведущими средствами общения служат экспрессивно-выразительные движения, реже – слово.
Развитие общения у детей младшего дошкольного возраста предусматривает формирование ведущих групп коммуникативных умений и навыков:
1) речевые умения: умение вступать в общение, поддерживать и завершать общение, умение говорить выразительно, пользоваться интонацией диалога, умение быстро входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и точно выражать свои мысли. [5, с. 21];
2) способность использовать основы речевого этикета в процессе знакомства и обращения с окружающими, при приветствии и прощании, при приглашении в гости, при выражении просьбы или благодарности, поздравлений;
3) навыки дружелюбного сотрудничества в различных видах игр: умение договариваться, распределять роли, совместно действовать и оценивать свои результаты;
4) невербальные умения и навыки: способность использовать жесты, мимику (жестовые эталоны) в единстве со словом;
5) умение эмоционально и доброжелательно выражать свое отношение к детям и взрослым [6, с.47].
Ведущим показателем в процессе формирования и развития коммуникативных умений служит рефлексия: она проявляется в способности дошкольника адекватно дать оценку своих действий или взглядов с учетом интересов партнёра. Это наиболее ярко проявляется в игровом общении: дети предпочитают игры со сверстниками, поскольку совместные игры для них становятся наиболее интересными, чем игры в одиночестве. Однако у младших дошкольников ещё слабо сформированы такие коммуникативные умения, как: позитивное взаимодействие в игре, восприятие и анализ сообщение сверстника, способность адекватно реагировать на замечание. У них значительное место занимают собственные действия, высказывания, поэтому довольно часто дети не поддерживают инициативу других [7, с. 103].
Таким образом, общение в младшем дошкольном возрасте становится определяющим условием развития личности, основой эмоционального комфорта. Благодаря общению у детей появляется возможность усваивать опыт, развивать и реализовать свою индивидуальность в различных видах деятельности.
Библиографический список
1. Семенова К.С., Просументик О.В. Использование игровых правил в процессе формирования коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста. Пермь: Пермский ГГПУ, 2016. 107с.
2. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: учебник для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2016. 544 с.
3. Руденок В.В., Шрамко Н.В. Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Екатеринбург: ФГБОУ ВО Уральский ГПУ, 2017. 89С.
4. Венгер А.Л. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. Москва: Дрофа, 2010. 224 с.
5. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2015. 160 с.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Москва: АСТ, 2016. 304с.
7. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. М.: Издательский центр «Академия», 2017. 416 с.