http://www.maam.ru/users/jnslad78 - ссылка на страницу с публикацией.
Юлия Соколова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 5–7 лет «Удивительное рядом. Явления природы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Колыванский детский сад «Радуга»
Конспект
Непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром
на тему:
«Удивительное рядом. Явления природы»
для детей разновозрастной группы (5-7 лет)
Соколова Юлия Эркиновна
воспитатель I категории
стаж работы – 4 года
разновозрастная группа «Веснушки»
от 5-7 лет
Новосибирская область р. п. Колывань
2018
Пояснительная записка
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Удивительное рядом. Явления природы» для детей разновозрастной (5-7 лет) группы.
Автор: Соколова Юлия Эркиновна воспитатель I категории МБДОУ «Колыванский детский сад «Радуга», стаж работы 4 года.
Образовательная область: познавательное развитие.
Форма : интегрированная непрерывная образовательная деятельность.
Включает в себя:темы: «Явления природы», «Объекты неживой природы», «Погода».
Экспериментирование.
Проектная деятельность (презентация проектов детей и их родителей). Художественное слово, развитие речи.
Тип НОД: комбинированное (закрепление ранее приобретённых знаний, усвоение нового материала).
Цель: Закрепление и углубление знаний детей об основных природных явлениях.
Задачи:
Образовательные – углублять и закреплять знания детей об основных явлениях неживой природы: ветер, солнце, вода, облака, туман, дождь, роса. Познакомить детей с атмосферным явлением – радуга.
Закреплять знания детей о солнечном спектре, о людях, приборах, предсказывающих погоду.
Формировать умения оценивать природные явления, их влияние на погоду. Развивать интерес к познанию природы.
Активизировать словарь детей по теме занятия: синоптик (метеоролог, флюгер, солнечный спектр.
Развивающие – развивать образное и ассоциативное мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, любознательность, способность анализировать.
Воспитательные – воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться и понимать явления природы.
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о природных явлениях,рассматривание иллюстраций по теме: «природные явления», чтение детской энциклопедии «Чудеса природы в сказках, стихах и загадках». Просмотр мультимедийной презентации «Чудеса природы». Просмотр видеофильма «Учим явления природы» студия «Рассвет». Занятия по экспериментированию «свойства воздуха», «свойства воды» по книге Л. В. Рыжовой «Методика детского экспериментирования» Детство – Пресс, 2015.Работа с родителями: консультация «Рассказываем детям о явлениях природы». Объёмная аппликация «Радуга – дуга» (запоминание последовательности цветов радуги).
Методы и приёмы:
Использование ТСО,ИКТ: мультимедийная презентация, видео презентации детей и их родителей (проектная деятельность, прослушивание музыкальных композиций.
Использование дидактических и наглядных материалов.
Игровой, наглядный, рассказ воспитателя, проблемные вопросы, использование художественной литературы.
Проектная деятельность: работа с родителями.
Экспериментирование.
Способ мотивации: исследовательская деятельность.
Используемая литература:
Л. В. Рыжова «Методика детского экспериментирования» Детство – Пресс, 2015.
Н. С. Голицына «Конспекты-комплексно-тематических занятий. Подготовительная к школе группа. Интегрированный подход» Москва, «издательство Скрипторий», 2015.
Интернет ресурсы.
Д. В. Кошевар Детская научно – популярная библиотека «Планета Земля» «Издательство АСТ», Москва, 2018.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации природных явлений : ветер, солнце, вода, облака, дождь, град, роса, туман. Иллюстрации к стихотворению В. Степанова «Радуга».Маски с изображениями: дождя, солнца, ветра. Мультимедийный проектор и презентация «Угадай время года по явлениям природы», домашнее видео детей и их родителей. Ёмкость с водой, зеркало, ватман, настольная лампа.
Раздаточный материал: лазерный диск на каждого ребёнка, карточки с изображениями воды, ветра, солнца.
Сюрпризный момент: Солнечные спектры, шары цветов радуги на каждого ребёнка, фломастеры 1 упаковка.
Структура занятия:
I Вводная часть – 2 мин.
1 Вступительное слово воспитателя
2 Чтение стихотворения «Солнце, солнце…»автор: О. Высоцкая
II Основная часть – 25 мин.
1 Беседа о людях и приборах, предсказывающих погоду, о профессиях, которым важен прогноз погоды.
2 Дидактическая игра «Угадай время года по явлениям природы»
3 Дидактическая игра «Три богатыря»
4 Физминутка «Здравствуй радуга – дуга»
5 «Путешествие по радуге чудес»
6 Эксперимент с лазерным диском.
7 Экспериментирование «Радуга»
III Заключительная часть – 3 мин.
1 обобщение воспитателя
2 Анализ НОД детьми и воспитателем
3 Стихотворение «Радуга в небе весеннем повисла»автор: В. Степанов
4 Сюрпризный момент
Ход НОД:
I часть. Вводная
Дети встают в полукруг, здороваются с гостями, садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами превратимся в учёных – исследователей. И я вас приглашаю в удивительное путешествие в мир погоды и природных явлений.
Каждое утро мы узнаём прогноз погоды, будет сегодня солнечно или дождливо, тепло или холодно, ветрено или тихо. В старину русские люди словом «погода» называли только солнечную, тихую погоду. А дождливую, ветреную погоду называли» непогодой». Как вы думаете, что такое погода?
Ответы детей (температура воздуха, осадки, ветер, облачность)
Воспитатель: Ребята, какая бывает погода?
Ответы детей: (ясная, дождливая, солнечная, снежная, морозная, холодная, жаркая)
Воспитатель:Наше занятие называется: «Удивительное рядом. Явления природы». Мы с вами сегодня поговорим об удивительных явлениях природы.
За погоду отвечают три богатыря. Дети, подскажите мне их имена.
Ответы детей (солнце, ветер и вода)
Воспитатель: «Солнце, солнце, ты откуда?»
Арсений: «Я из зорьки золотой!»
Воспитатель: «Дождик, дождик, ты откуда?»
Тимур: «Я из тучки грозовой!»
Воспитатель: «Ветер, ветер, ты откуда?»
Гриша: «Я из дальней стороны!»
Вместе: «Мы - три брата и повсюду добрым людям мы нужны!» (О. Высоцкая)
II часть. Основная
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто предсказывает погоду? Вы знаете, как называются эти люди?
Ответы детей (синоптики, метеорологи)
Воспитатель: Молодцы, правильно ребята. А как синоптики предсказывают погоду? Что им в этом помогает?
Ответы детей: (они определяют её по приборам).
Воспитатель: Ребята, какие приборы для определения погоды вы знаете?
(воспитатель обращает внимание детей на доску, где помещены изображения термометра, флюгера)
Ответы детей: (термометр, флюгер)
Воспитатель: Ребята, для чего нужен термометр?
Ответы детей: (для измерения температуры воздуха)
Воспитатель: Для чего нужен флюгер?
Ответы детей: (для определения направления ветра)
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, людям каких профессий важно и необходимо знать прогноз погоды каждый день?
Ответы детей: (Водителям, пилотам, морякам)
Воспитатель: Многие явления природы связаны со сменой времён года, ребята, давайте поиграем в игру «Угадай время года по явлениям природы»
(Воспитатель показывает слайды презентации. Первые два сезона дети называют по предложенным явлениям, к следующим двум сезонам дети самостоятельно называют явления природы (Коллективная работа)
Как вы думаете, что же такое явления природы?
Ответы детей: (изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека).
Воспитатель: А сейчас, мои дорогие учёные, давайте проведём исследование, которое называется «Три богатыря». Я раздаю вам на каждый стол природное явление (используются сюжетные картинки, а вы поднимаете карточки тех богатырей, при помощи которых появилось это явление. Приготовились…исследуем! (Проводится дидактическая игра, которая рассчитана на работу малыми подгруппами.)
Молодцы! Вы отлично знаете, какие богатыри управляют природными явлениями. А как можно одним словом назвать снег, дождь, град?
Ответы детей: (Осадки)
Давайте отдохнём, встанем со стульчиков и прогуляемся по радуге.
Физминутка
Здравствуй, радуга-дуга,
Разноцветный мостик!
Здравствуй, радуга-дуга!
Принимай нас в гости.
Мы по радуге бегом
Пробежимся босиком.
Через радугу-дугу
Перепрыгнем на бегу.
И опять бегом, бегом
Пробежимся босиком. Дети выполняют поклон.
Рисуют в воздухе дугу, разводят руки в стороны.
Вновь выполняют поклон.
Идут на месте, подняв руки.
Бегут на месте,
высоко поднимая колени.
Останавливаются, делают четыре прыжка на носках.
Делают еще четыре прыжка на носках.
Бегут на месте,
высоко поднимая колени.
Воспитатель: А теперь, ребята, приглашаю вас прогуляться по «радуге чудес» (проектная деятельность, индивидуальная работа). На каждой дорожке расположено природное явление. Ваша задача назвать его, а где то и объяснить, как оно происходит. А помогут нам в этом ваши старания и ваши мамы. (Град, туман, роса)
(сосульки и лёд (Тимур), дождь – видео (Кирилл, испарение (Аня и Гриша). По каждому явлению краткий рассказ ребёнка – название явления и как оно происходит)Используется видео презентация домашних видео детей и их родителей.
Воспитатель: Последняя ступень – радуга. А знаете ли вы, какого цвета луч солнца? Каким мы видим его?
Ответы детей: (мы видим его белым)
Воспитатель: Но белый ли он на самом деле?
Ответы детей: (нет, солнечный луч – это спектр из семи цветов)
(Видео Софии о солнечном спектре) с рассказом ребёнка.
Давайте проверим, так ли это.
(Воспитатель показывает спектр, раскручивает его, показывая детям, как цвета, сливаясь образуют белый цвет)
Ребята, а теперь возьмите лазерные диски, наклоните из стороны всторону и вы увидите маленькое чудо. Что вы видите? (радугу)
Воспитатель: Как мы ещё можем увидеть солнечный спектр?
Ответы детей: (Пуская мыльные пузыри, поливая из шланга на солнце)
Воспитатель: правильно дети, это и есть радужный солнечный спектр. А знает ли вы, как именно мы должны стоять, чтобы увидеть радугу?
Ответы детей: (Мы должны стоять спиной к солнышку и лицом к дождю)
Давайте вспомним, из каких цветов состоит солнечный спектр? Или радуга.
Вспомним чистоговорку, которая помогает нам запоминать цвета радуги.
Дети: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).
Воспитатель: дети, как называется наш детский сад? (Радуга)
Давайте проверим, живёт ли в нашем саду настоящая радуга?
Экспериментирование – «Радуга»
Воспитатель, при помощи ребёнка делает эксперимент, используя ёмкость для воды, настольную лампу, зеркало и ватман.
Наполните нашу ванночку водой, поставьте ее на самое солнечное место и опустите в неё зеркало, прислонив его к краю, чтобы оно не сползло. Поворачивайте зеркало так, чтобы на него падал солнечный свет и свет лампы, пока на листе не появится отражение, настоящая радуга.
III часть. Итоговая
Воспитатель:
Радуга в небе недолго висела,
С неба на землю недолго смотрела:
Растаяла…
Что же на память она всем
Оставила?
Красные маки, (1 реб.) (Дети демонстрируют иллюстрации к своим строкам)
Жёлтые песок, (2 реб.)
Зелёные зажёгся (3 реб.)
На ветке листок.
Жук фиолетовый (4 реб.)
Греет бока.
Синяя плещет (5 реб.)
Река в берега.
Оранжевым солнцем (6 реб.)
Согреты леса.
А у скворца (7 реб.)
Голубые …глаза.
Автор: В. Степанов
Ребята,мы сегодня с вами говорили: о людях и приборах, предсказывающих погоду, о явлениях природы, о солнечном спектре, узнали, что в нашем детском саду живёт настоящая радуга!
А что вам понравилось больше всего на нашем занятии?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, куда же делась наша радуга? Она рассыпалась подарками для самых умных исследователей! Вот вам собственные солнечные спектры, чтобы вы могли показать маленькое чудо своим друзьям и родителям, воздушные шары цветов радуги, а еще фломастеры всех цветов! Творите и исследуйте!
Наше занятие окончено. Попрощайтесь с нашими гостями.
Спасибо за внимание!